Klasowy pamiętnik : Нормы оценивания учебной деятельности

poniedziałek, 26 sierpnia 2019

Нормы оценивания учебной деятельности

Оценка результатов учебной деятельности по учебному предмету «Русский язык».
Оценка устного ответа
При оценке ответа учитываются:
1) степень осознанности изученного материала;
2) подтверждение теоретических сведений примерами;
3) точность изложения учебного материала;
4) правильность речи.

БаллОсознанность

Подтверждение теоретических сведений примерамиТочность изложения учебного материалаПравильность речи
1Называет фрагменты изученного материала (правило, определение)Примеры привести не можетПри воспроизведении фрагментов материала делает ошибки, искажающие смыслДелает многочисленные речевые ошибки*
2Воспроизводит учебный материал фрагментарно, объяснить что-либо не можетПримеры привести не можетПри фрагментарном воспроизведении материала делает ошибкиДелает многочисленные речевые ошибки, не исправляет при указании на них
3Демонстрирует механическое запоминание большей части правила, определения, затрудняется что-либо объяснитьВ приведении примеров затрудняетсяПри формулировке правил, определении понятий делает ошибки, которые не может исправить при указании на нихДелает многочисленные речевые ошибки, которые не может исправить при указании на них
4Неосознанно воспроизводит учебный материал, не может обосновать свои сужденияВ приведении большей части примеров затрудняетсяПри формулировке правил, определении понятий делает ошибки, которые не может исправить при указании на них.Делает многочисленные речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя
5Объясняет отдельные положения  изученного материалаПриводит примеры из учебника

При формулировке правил, определении понятий  допускает ошибки, которые не может исправить при указании на них.Делает отдельные речевые ошибки, которые исправляет самостоятельно или с помощью наводящих вопросов учителя.
**Делает речевые ошибки, которые исправляет с помощью учителя.
6Демонстрирует понимание основных положений изученного материала

Приводит примеры из учебникаПри изложении теоретического материала допускает несущественные ошибки, которые исправляет при помощи учителяДелает отдельные речевые ошибки, которые самостоятельно исправляет.
**Делает речевые ошибки, которые исправляет с помощью наводящих вопросов учителя.
7Знает и осознанно излагает учебный материал в целомПриводит примеры из учебникаПри формулировке правил, определении понятий допускает несущественные ошибки, которые исправляет с помощью наводящих вопросов учителяДопускает отдельные речевые недочеты.
**Делает отдельные речевые ошибки, которые исправляет с помощью наводящих вопросов учителя.
8Демонстрирует полное понимание учебного материалаПриводит примеры из учебника, а также единичные примеры, подобранные самостоятельноПри формулировке правил, определении понятий допускает несущественные ошибки, которые самостоятельно исправляетДопускает единичные речевые недочёты.
**Делает отдельные речевые ошибки, которые самостоятельно исправляет при указании на них.
9Излагает учебный материал чётко и логично, демонстрирует высокую степень осознанностиПриводит примеры как из учебника, так и подобранные самостоятельноТочно воспроизводит определения и правилаДопускает единичные и незначительные речевые недочеты.
**Делает отдельные речевые ошибки, которые исправляет самостоятельно при указании на них.
10Излагает учебный материал свободно, с высокой степенью осознанности и аргументированностиТеоретические сведения иллюстрирует примерами, как из учебника, так и подобранные самостоятельноТочно воспроизводит определения и правилаНе допускает речевых недочетов.
**Делает единичные речевые ошибки, которые исправляет самостоятельно
Орфографическая и пунктуационная грамотность
Оценка орфографической и пунктуационной грамотности осуществляется с помощью письменных работ – обучающих и контрольных. При оценивании письменных работ следует учитывать ошибки орфографические (ошибки в написании слов) и пунктуационные (ошибки в постановке знаков препинания).
В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые, негрубые, повторяющиеся, однотипные орфографические ошибки.
Грубыми считаются орфографические ошибки:
на изученные правила: машына (вместо машина), овечька (вместо овечка), лисник (вместо лесник), скаска (вместо сказка), читаеш (вместо читаешь), рож (вместо рожь), пабелка (вместо побелка)нечитал (вместо не читал), кататся (вместо кататься) и др.;
в написании изученных словарных слов: бирёза (вместо берёза), клас (вместо класс).
Несколько ошибок в одном словарном слове считаются за одну ошибку (малако вместо молоко).
Два исправления на месте изученной орфограммы считаются за 1 негрубую ошибку.
К негрубым относятся орфографические ошибки:
при переносе слов;
графические ошибки и описки (замена одной буквы другой – сполб вместо столб; перестановка букв – тертрадь вместо тетрадь; повторение одной и той же буквы в слове – доом вместо дом; повторение одного и того же слога – бежажать вместо бежать; пропуск буквы в слове – мшина вместо машина);
отражение на письме вместо букв е, ё, ю, я их звукового значения (йаблоня вместо яблоня, пойут вместо поют);
в написании безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, безударных личных окончаний глаголов (касается только IV класса). Во II-III классах ошибки на перечисленные правила исправляются, но не учитываются.
Каждая негрубая ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечётное количество негрубых ошибок округляется в пользу ученика.
Повторяющимися являются ошибки, которые допущены в одном и том же слове или формах этого же слова: учиник – с учиниками – учиники вместо ученик – с учениками – ученики; хадить – хадил – хажу вместо ходить – ходил – хожу.
Повторяющиеся ошибки, независимо от их количества, считаются за одну ошибку. Повторяющиеся (грубые и негрубые) ошибки исправляются в каждом слове с допущенной ошибкой, но на поля выносятся только один раз – в первом слове с ошибкой.
Однотипными являются ошибки на одно и то же правило в разных словахзимля (вместо земля), зимляника (вместо земляника), бижать (вместобежать), бигун (вместо бегун) – на правописание безударных гласных в корне слова; вюга (вместо вьюга), крыля (вместо крылья) – на правописание слов с разделительным ь.
Однотипные ошибки на изученные правила, допущенные в разных словах, считаются в каждом слове отдельной ошибкой.
Написание белорусского і вместо русского и (или наоборот) исправляется, но за ошибку не считается.
В письменных работах учащимися могут быть допущены грубые и негрубые пунктуационные ошибки.
Грубые пунктуационные ошибки:
пропуск знака препинания в конце предложения;
пропуск запятой между однородными членами предложения.
Негрубые пунктуационные ошибки:
постановка одного знака препинания вместо другого в конце предложений, после обращения;
пропуск одного знака препинания при выделении обращения в середине предложения;
постановка точки в заглавии текста.
Негрубая ошибка обозначается на полях условным знаком: орфографическая – I (н), пунктуационная – V (н).
При наличии в работе 1-2 исправления на месте негрубых орфографических и пунктуационных ошибок – отметка не снижается; 3-7 исправлений – отметка снижается на 1 балл; более 7 исправлений – на 2 балла. 
Обучающие классные и домашние работы
БаллКоличество ошибок
1более 7 ошибок
27 ошибок
36 ошибок
45 ошибок
54 ошибки
63 ошибки
72 ошибки
81 ошибка
91 негрубая ошибка
100 ошибок, допускается 1-2 исправления на месте негрубых ошибок
 Письменные контрольные работы
Контрольными письменными работами являются: контрольное списывание, контрольный диктант, контрольный диктант с грамматическим заданием, контрольный словарный диктант, контрольная работа по теме, тематический разноуровневый тест.
Оценка контрольного диктанта
Балл
Количество ошибок
1Более, чем на 2 балла
20/9*,1/8, 1/9, 2/7, 2/8, 3/6, 3/7, 4/5, 4/6, 5/4, 5/5, 6/3, 6/4, 7/2, 8/1, 8/2, 9/0, 9/1, 10/0
30/7, 0/8, 1/6, 1/7, 2/5, 2/6, 3/4, 3/5, 4/3, 4/4, 5/2, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2, 7/0, 7/1, 8/0
40/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1
50/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1
60/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1
70/3, 1/2, 2/0, 2/1
82 негрубые, 0/2, 1/0, 1/1
90/1 или 1 негрубая орфографическая ошибка
100/0, допускается 1-2 исправления на месте негрубых ошибок
Примечание:
*в числителе – количество орфографических ошибок, в знаменателе– пунктуационных.
Контрольный диктант с грамматическим заданием состоит из  диктанта и грамматического задания (не более 3 заданий). В качестве грамматических используются фонетические, морфологические, синтаксические, лексические и т.п. задания.
За контрольный диктант с грамматическим заданием выставляются две отметки: одна – за диктант, другая – за грамматическое задание. Обе отметки выставляются по русскому языку в одну графу классного журнала: 8/7.
Оценка грамматического задания
БаллСтепень выполнения задания
1Выполнены все задания, допущены 8 ошибок, или
выполнены 2 задания, допущены 5 ошибок, или
выполнено 1 задание, допущены 2 ошибки
2Выполнены все задания, допущены 7 ошибок, или
выполнены 2 задания, допущены 4 ошибки, или
выполнено 1 задание, допущена 1 ошибка
3Выполнены все задания, допущены 6 ошибок, или
выполнены 2 задания, допущены 3 ошибки, или
выполнено 1 задание без ошибок
4Выполнены все задания, допущены 5 ошибок или
выполнены 2 задания, допущены 2 ошибки
5Выполнены все задания, допущены 4 ошибки или
выполнены 2 задания, допущена 1 ошибка
6Выполнены все задания, допущены 3 ошибки или
выполнены 2 задания без ошибок
7Выполнены все задания, допущены 2 ошибки
8Выполнены все задания, допущена 1 ошибка
9Выполнены все задания без ошибок, допущены 1-2 исправления
10Выполнены все задания без ошибок и исправлений
Примечание:
орфографические ошибки, допущенные в грамматическом задании, включаются в число ошибок за диктант;
объём текста контрольного диктанта с грамматическим заданием сокращается на 10 слов.
Контрольный словарный диктант проводится с целью проверки усвоения правописания изученных слов с непроверяемыми орфограммами.
 Оценка контрольного словарного диктанта
БаллКоличество ошибок
18 и более ошибок
27 ошибок
36 ошибок
45 ошибок
54 ошибки
63 ошибки
72 ошибки
81 ошибка
90 ошибок, 1-2 исправления на месте негрубых ошибок
100 ошибок, без исправлений
 Контрольная работа по теме (тематический контроль) – способ проверки знаний, умений и навыков учащихся по изученной грамматической теме. Она может проводиться в форме тематической контрольной работы или в форме тематического теста.
Тематическая контрольная работа должна содержать 5 заданий, которые в полной мере охватывают основное содержание конкретной изученной темы.
Тематический тест по изученной грамматической теме должен включать 5 тестовых заданий, соответствующих пяти уровням усвоения учебного материала.
На выполнение контрольной работы по теме (тематический контроль) отводится 15-20 минут урока.
 Оценка тематической контрольной работы
БаллОбъём и правильность выполнения задания
Выполнены все задания и допущеноВыполнены 4 задания и допущеноВыполнены 3 задания и допущеноВыполнены 2 задания и допущеноВыполнено 1 задание и допущено
1Более 8 ошибокБолее 6 ошибокБолее 5 ошибокБолее 4 ошибокБолее 3 ошибок
28 ошибок6 ошибок4-5 ошибок3-4 ошибки2-3 ошибки
37 ошибок5 ошибок3 ошибки2 ошибки1 ошибка
46 ошибок4 ошибки2 ошибки1 ошибкаБез ошибок
55 ошибок3 ошибки1 ошибкаБез ошибок
64 ошибки2 ошибкиБез ошибок
73 ошибки1 ошибка
82 ошибкиБез ошибок
91 ошибка
10Без ошибок

Оценка тематического теста
Тематический тест оценивается по шкалам оценки теста (шкалы 1,2).
Шкалы оценки тематического теста
Шкала 1Шкала 2
Номер
задания
Максимальное количество баллов за выполнение заданияКоличество баллов, полученных учащимисяОтметка по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся
1211
2422
363–53
486–84
5109-115
Суммарный максимальный балл за выполнение всех заданий – 3012-146
15-187
19-238
24-289
29-3010
 Каждое задание тематического теста оценивается по шкале 1. Все баллы суммируются. Суммарное количество баллов переводится по шкале 2 в отметку по десятибалльной системе.
Если задание выполнено частично, то доля правильно выполненного задания вычисляется по отношению к максимальному количеству балла данного задания. Все баллы суммируются. В случае получения нецелого числа проводится его округление в установленном порядке. Суммарный балл переводится по шкале 2 в отметку по десятибалльной системе.
Оценка коммуникативно-речевых умений и навыков
Оценивание изложений и сочинений
Изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Их оценивание проводится с учетом двух параметров: а) содержание, б) грамотность.
Содержание изложений и сочинений оценивается с учетом следующих критериев:
соответствие теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
логичность и последовательность изложения фактического материала;
наличие или отсутствие речевых ошибок.
Содержательными (текстовыми) ошибками считаются:
несоответствие содержания текста обозначенной в заголовке теме;
нераскрытие основной мысли;
нарушение логичности, последовательности развития мысли в тексте;
наличие речевых ошибок.
Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований качества речи, её точности, чистоты, богатства, уместности.
К речевым ошибкам относятся:
необоснованное повторение одного и того же слова (Котенок сидел на дереве. Котенок жалобно мяукал. Котенок не мог спуститься вниз);
необоснованное употребление рядом однокоренных слов (В лесу лесник нашёл редкий цветок);
употребление слова в неточном значении (Услышать обидчивые слова вместо обидные слова);
употребление диалектных слов и просторечий (транвай вместо трамвай; лаболатория вместо лаборатория);
нарушение общепринятой сочетаемости слов (покласть на стол вместо положить на стол);
неправильное образование и употребление форм склонения, спряжения (нет чулков вместо нет чулок; к ей пришла подруга вместо к ней пришла; давай побегим на речку вместо побежим на речку; новое платье красивше старого вместо красивее старого; злой собака вместо злая собака);
ошибки в словообразовании (куст розы вымерзнул вместо вымерз);
нарушение границ предложений (Во дворе дети играли в снежки. И весело смеялись).
отсутствие красной строки.
Каждая речевая ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечётное количество речевых ошибок округляется в пользу ученика.
Количество содержательных и речевых ошибок учитывается суммарно при выставлении отметки за содержание изложения или сочинения.
Грамотность изложений и сочинений оценивается с учетом наличия или отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок. Все орфографические и пунктуационные ошибки исправляются.
Количество орфографических и пунктуационных ошибок учитывается суммарно при выставлении отметки за грамотность.
За изложения и сочинения выставляются две отметки: 9/8 (9 – за содержание, 8 – за грамотность).
Оценка изложения и сочинения
БаллПолнота раскрытия темы и основной мыслиОшибки
Содержательные и речевыеОрфографические и пунктуационные
1Текст не завершен. Тема и основная мысль не раскрыты.Ошибок более, чем на 2 баллаОшибок более, чем на 2 балла
2Текст написан, но тема и основная мысль не раскрыты или раскрыты частично.3/3*, 3/4, 3/58/0**, 8/1, 7/2, 7/3, 6/4, 5/5, 4/6, 3/7
3Тема раскрыта частично. Основная мысль не прослеживается.3/0, 3/1,3/27/0, 7/1, 6/2, 6/3, 5/4, 4/5, 3/6, 2/7
4Тема и основная мысль раскрыты частично.2/3, 2/4, 2/56/0, 6/1, 5/2, 5/3, 4/4, 3/5, 2/6
5Тема и основная мысль в целом раскрыты.2/0, 2/1, 2/25/0, 5/1, 4/2, 4/3, 3/4, 2/5, 1/6
6Тема и основная мысль в целом раскрыты.1/2, 1/3, 1/44/0, 4/1, 3/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6
7Тема и основная мысль раскрыты.0/4, 1/0, 1/1
0/5***
3/0, 3/1, 2/2, 2/3, 0/5, 1/4
8Тема и основная мысль раскрыты полностью.0/3
0/4***
2/0, 2/1, 1/2, 1/3, 0/4
9Тема и основная мысль раскрыты полностью.0/1, 0/2
0/3***
1/0, 1/1, 0/1, 0/2, 0/3
10Тема и основная мысль раскрыты полностью.0/0,
0/1***, 0/2***
0/0, 1 негрубая
Примечание:
*в числителе – количество ошибок содержательного характера, в знаменателе – количество речевых ошибок;
**в числителе – количество орфографических ошибок, в знаменателе – пунктуационных;
***для учащихся общеобразовательных учреждений с белорусским языком обучения;
при наличии в работе 1-3 исправлений на месте негрубых ошибок – отметка не снижается; 4-7 исправлений – отметка снижается на 1 балл;  более 7 исправлений – на 2 балла.
Оценка результатов учебной деятельности по учебному предмету «Белорусский язык».
 Ацэнка вуснага адказу
Пры ацэнцы адказу вучня ўлічваюцца:
1) ступень усвядомленасці вывучанага матэрыялу;
2) пацвярджэнне тэарэтычных звестак прыкладамі;
3) дакладнасць узнаўлення фактычнага матэрыялу;
4) правільнасць маўлення.
БалУсвядомленасцьПацвярджэнне тэарэтычных звестак прыкладаміДакладнасць узнаўлення фактычнага матэрыялуПравільнасць маўлення
1 Называе фрагменты вывучанага матэрыялу (правіла, азначэнне)Прыклады прывесці не можаПры ўзнаўленні фрагментаў матэрыялу робіць памылкі, якія скажаюць сэнсРобіць шматлікія маўленчыя памылкі *
2Узнаўляе вучэбны матэрыял фрагментарна, растлумачыць што-небудзь не можаПрыклады прывесці не можаПры фрагментарным узнаўленні матэрыялу робіць памылкіРобіць шматлікія маўленчыя памылкі, не выпраўляе пры ўказанні на іх
3Паказвае механічнае запамінанне большай часткі правіла, азначэння, сутыкаецца з цяжкасцямі што-небудзь растлумачыцьПры прывядзенні прыкладаў сутыкаецца з цяжкасцяміПры фармулёўцы правілаў, азначэнні паняццяў робіць памылкі, якія не можа выправіць пры ўказанні на іхРобіць шматлікія маўленчыя памылкі, якія не можа выправіць пры ўказанні на іх
4Неўсвядомлена ўзнаўляе вучэбны матэрыял, не можа абгрунтаваць свае меркаванніПры прывядзенні большай часткі прыкладаў сутыкаецца з цяжкасцямі

Пры фармулёўцы правілаў, азначэнні паняццяў робіць памылкі, якія не можа выправіць пры ўказанні на іхРобіць шматлікія маўленчыя памылкі, якія выпраўляе з дапамогай настаўніка
5Тлумачыць асобныя палажэнні вывучанага матэрыялуПрыводзіць прыклады з падручніка

Пры фармулёўцы правілаў, азначэнні паняццяў робіць памылкі, якія не можа выправіць пры ўказанні на іхРобіць асобныя маўленчыя памылкі, якія выпраўляе самастойна ці з дапамогай пытанняў настаўніка.
**Робіць маўленчыя памылкі, якія выпраўляе з дапамогай пытанняў настаўніка.
6Паказвае разуменне асноўных палажэнняў вывучанага матэрыялуПрыводзіць прыклады з падручнікаПры ўзнаўленні тэарэтычнага матэрыялу дапускае неістотныя памылкі, якія выпраўляе з дапамогай настаўнікаРобіць асобныя маўленчыя памылкі, якія самастойна выпраўляе. **Робіць маўленчыя памылкі, якія выпраўляе з дапамогай пытанняў настаўніка
7Ведае і ўсвядомлена выкладае вучэбны матэрыял у цэлым.Прыводзіць прыклады з падручнікаПры фармулёўцы правілаў, азначэнні паняццяў дапускае неістотныя памылкі, якія выпраўляе з дапамогай пытанняў настаўнікаДапускае асобныя маўленчыя недахопы. **Робіць асобныя маўленчыя памылкі, якія выпраўляе з дапамогай пытанняў настаўніка
8Паказвае поўнае разуменне вучэбнага матэрыялу.Прыводзіць прыклады з падручніка, а таксама адзінкавыя прыклады, падабраныя самастойнаПры фармулёўцы правілаў, азначэнні паняццяў дапускае неістотныя памылкі, якія самастойна выпраўляеДапускае адзінкавыя маўленчыя недахопы. **Робіць асобныя маўленчыя памылкі, якія самастойна выпраўляе пры ўказанні на іх
9Выкладае вучэбны матэрыял дакладна і лагічна, дэманструе высокую ступень усведамленняПрыводзіць прыклады як з падручніка, так і падабраныя самастойнаДакладна ўзнаўляе азначэнні і правілыДапускае адзінкавыя і нязначныя маўленчыя недахопы. **Робіць асобныя маўленчыя памылкі, якія выпраўляе самастойна пры ўказанні на іх
10Выкладае вучэбны матэрыял свабодна, з высокай ступенню ўсведамлення і аргументаванасціТэарэтычныя звесткі ілюструе прыкладамі як з падручніка, так і падабраныя самастойнаДакладна ўзнаўляе азначэнні і правілыНе дапускае маўленчых недахопаў. ** Робіць адзінкавыя маўленчыя памылкі, якія выпраўляе самастойна
Ацэнка пісьмовых работ
Ацэнка арфаграфічнай і пунктуацыйнай граматнасці ажыццяўляецца з дапамогай пісьмовых работ – навучальных і кантрольных. Пры ацэньванні пісьмовых работ вучняў неабходна ўлічваць памылкі арфаграфічныя (памылкі ў напісанні слоў) і пунктуацыйныя (памылкі ў пастаноўцы знакаў прыпынку).
У пісьмовых работах вучнямі могуць быць дапушчаны грубыя, нягрубыя, памылкі, якія паўтараюцца, аднатыпныя арфаграфічныя памылкі.
Грубымі лічацца арфаграфічныя памылкі:
на вывучаныя правілы: атрэзаў (замест адрэзаў), траука (замест траўка), збожа (замест збожжа), сямя (замест сямя), пашталён (паштальён) і інш.;
у напісанні вывучаных слоўнікавых слоў: бібліатэка (замест бібліятэка), гірой (замест герой);
Некалькі памылак у адным слоўнікавым слове лічацца за адну памылку (копілюш замест капялюш).
Два выпраўленні на месцы вывучаных арфаграм лічацца за 1 нягрубую памылку.
Нягрубымі лічацца арфаграфічныя памылкі:
пры пераносе слоў (пра-ўда, надвор-’е);
графічныя памылкі і апіскі (замена адной літары іншай – спуп замест слуп, перастаноўка літар – шсытак замест сшытак, паўтор адной і той жа літары ў слове – маалы замест малы, паўтор аднаго і таго ж склада ў слове – прыгогожы замест прыгожы, пропуск літары ў слове – рабта замест работа);
адлюстраванне на пісьме замест літар е, ё, ю, я іх гукавога значэння (йаблык замест яблык);
у напісанні ненаціскных склонавых канчаткаў назоўнікаў, прыметнікаў, асабовых канчаткаў дзеясловаў (датычыцца толькі IV класа). У ІІ-ІІІ класах памылкі на пералічаныя правілы выпраўляюцца, але не ўлічваюцца.
Кожная нягрубая памылка лічыцца за паўпамылкі. Пры вывядзенні бала няцотная колькасць нягрубых памылак акругляецца на карысць вучня.
Памылкамі, якія паўтараюцца, лічацца памылкі ў адным і тым жа слове ці формах аднаго і таго ж слова (бероза, берозы, берозай замест бяроза, бярозы, бярозай). Незалежна ад іх колькасці, яны лічацца за адну памылку. Паўторныя (грубыя і нягрубыя) памылкі выпраўляюцца ў кожным слове з дапушчанай памылкай, але на палі выносяцца толькі адзін раз – у першым слове з памылкай.
Аднатыпнымі лічацца памылкі на адно і тое ж правіла ў розных словах (лышка замест лыжка, лотка замест лодка – на правапіс парных звонкіх і глухіх зычных; мілён замест мільёнпашталён замест паштальён – на правапіс раздзяляльнага мяккага знака).
Аднатыпныя памылкі на вывучаныя правілы, дапушчаныя ў розных словах, лічацца ў кожным слове асобнай памылкай.
Напісанне рускай літары и замест беларускай і (і наадварот) выпраўляецца, але за памылку не лічыцца.
У пісьмовых работах вучнямі могуць быць дапушчаны грубыя і нягрубыя пунктуацыйныя памылкі.
Грубыя пунктуацыйныя памылкі:
пропуск знака прыпынку ў канцы сказа;
пропуск коскі паміж аднароднымі членамі сказа.
Нягрубыя пунктуацыйныя памылкі:
пастаноўка аднаго знака прыпынку замест іншага ў канцы сказаў, пасля зваротка;
пропуск аднаго знака прыпынку пры выдзяленні зваротка ў сярэдзіне сказа;
пастаноўка кропкі ў загалоўку тэкста.
Нягрубая памылка адзначаецца на палях наступным умоўным знакам: арфаграфічная – I (н), пунктуацыйная – V (н).
Пры наяўнасці ў рабоце 1-2 выпраўленняў на месцы нягрубых арфаграфічных і пунктуацыйных памылак адзнака не зніжаецца; 3-7 выпраўленняў – адзнака зніжаецца на 1 бал; больш за 7 выпраўленняў – на 2 балы.
 Навучальныя класныя і дамашнія работы
Пры ацэньванні навучальных класных і дамашніх работ, якія праводзяцца ў пісьмовай форме, у колькасны паказчык памылак уключаюцца сумарна ўсе арфаграфічныя, пунктуацыйныя і граматычныя памылкі.
Ацэнка навучальных класных і дамашніх работ
БалКолькасць памылак
1Больш за 7 памылак
27 памылак
36 памылак
45 памылак
54 памылкі
63 памылкі
72 памылкі
81 памылка
91 нягрубая памылка
100 памылак, дапускаюцца 1-2 выпраўленні на месцы нягрубых памылак
 Пісьмовыя кантрольныя работы
Кантрольнымі пісьмовымі работамі з’яўляюцца: кантрольнае спісванне, кантрольны дыктант, кантрольны дыктант з граматычным заданнем, кантрольны слоўнікавы дыктант, кантрольная работа па тэме, тэматычны рознаўзроўневы тэст. 

Ацэнка кантрольнага дыктанта

Бал
Колькасць памылак
1Больш, чым на 2 балы
20/9*,1/8, 1/9, 2/7, 2/8, 3/6, 3/7, 4/5, 4/6, 5/4, 5/5, 6/3, 6/4, 7/2, 8/1, 8/2, 9/0, 9/1, 10/0
30/7, 0/8, 1/6, 1/7, 2/5, 2/6, 3/4, 3/5, 4/3, 4/4, 5/2, 5/3, 6/0, 6/1, 6/2, 7/0, 7/1, 8/0
40/6, 1/5, 2/4, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1
50/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1
60/4, 1/3, 2/2, 3/0, 3/1
70/3, 1/2, 2/0, 2/1
82 нягрубыя,  0/2, 1/0, 1/1
90/1 ці 1 нягрубая арфаграфічная памылка
100/0, дапускаюцца 1-2 выпраўленні на месцы нягрубых памылак
            Заўвага:
*у лічніку – колькасць арфаграфічных памылак, у назоўніку – пунктуацыйных.
Кантрольны дыктант з граматычным заданнем
складаецца з дыктанта і граматычнага задання (не больш за 3 заданні). У якасці граматычных выкарыстоўваюцца фанетычныя, марфалагічныя, сінтаксічныя, лексічныя г.д. заданні.
За кантрольны дыктант з граматычным заданнем выстаўляецца дзве адзнакі: адна – за дыктант, другая – за граматычнае заданне. Абедзве адзнакі выстаўляюцца па беларускай мове ў адну графу класнага журнала: 8/7.
Ацэнка граматычнага задання 
БалКолькасць памылак
1Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 8 памылак, ці
выкананы 2 заданні, дапушчаны 5 памылак, ці
выканана 1 заданне, дапушчаны 2 памылкі
2Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 7 памылак, ці
Выкананы 2 заданні, дапушчаны 4 памылкі, ці
Выканана 1 заданне, дапушчаны 1 памылкі
3Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 6 памылак, ці
выкананы 2 заданні, дапушчаны 3 памылкі, ці
выканана 1 заданне без памылак
4Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 5 памылак, ці
выкананы 2 заданні, дапушчаны 2 памылкі
5Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 4 памылкі, ці
выкананы 2 заданні, дапушчана 1 памылка
6Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 3 памылкі, ці
выкананы 2 заданні без памылак
7Выкананы ўсе заданні, дапушчаны 2 памылкі
8Выкананы ўсе заданні, дапушчана 1 памылка
9Выкананы ўсе заданні без памылак, дапушчаны 1-3 выпраўленні
10Выкананы ўсе заданні без памылак і выпраўленняў
Ацэнка кантрольнага слоўнікавага дыктанта 
БалКолькасць памылак
18 і больш памылак
27 памылак
36 памылак
45 памылак
54 памылкі
63 памылкі
72 памылкі
81 памылка
90 памылак, 1-2 выпраўленні на месцы нягрубых памылак
100 памылак, без выпраўленняў
 Кантрольная работа па тэме (тэматычны кантроль) – спосаб праверкі ведаў, уменняў і навыкаў вучняў па вывучанай граматычнай тэме. Яна можа праводзіцца ў форме тэматычнай кантрольнай работы ці ў форме тэматычнага тэсту.
Тэматычная кантрольная работа павінна ўтрымліваць 5 заданняў, якія ў поўнай меры ахопліваюць асноўны змест канкрэтнай вывучанай тэмы.
Тэматычны тэст па вывучанай граматычнай тэме павінен уключаць 5 тэставых заданняў, якія адпавядаюць пяці ўзроўням засваення вучэбнага матэрыялу.
На выкананне кантрольнай работы па тэме (тэматычны кантроль) адводзіцца 15-20 мінут урока.
 Ацэнка тэматычнай кантрольнай работы
БалАб’ём і правільнасць выканання задання
Выкананы
ўсе заданні і дапушчана:
Выкананы
4 заданні і дапушчана:
Выкананы
3 заданні і дапушчана:
Выкананы
2 заданні і дапушчана:
Выканана
1 заданне і дапушчана:
1Больш за
8 памылак
Больш за
6 памылак
Больш за
5 памылак
Больш за
4 памылкі
Больш за
3 памылкі
28 памылак6 памылак4-5 памылак3-4 памылкі2 памылкі
37 памылак5 памылак3 памылкі2 памылкі1 памылка
46 памылак4 памылкі2 памылкі1 памылкаБез памылак
55 памылак3 памылкі1 памылкаБез памылак
64 памылкі2 памылкіБез памылак
73 памылкі1 памылка
82 памылкіБез памылак
91 памылка
10Без памылак
 Ацэнка тэматычнага тэсту
Тэматычны тэст ацэньваецца па шкалах ацэнкі тэсту (шкалы 1, 2).
 Шкалы ацэнкі тэматычнага тэсту
Шкала 1Шкала 2
Нумар
задання
Максімальная колькасць балаў за выкананне заданняКолькасць балаў, атрыманых вучняміАдзнака па дзесяцібальнай шкале ацэнкі вынікаў вучэбнай дзейнасці вучняў
1211
2422
363–53
486–84
5109-115
Сумарны максімальны бал за выкананне ўсіх заданняў – 3012-146
15-187
19-238
24-289
29-3010
 Кожнае заданне тэматычнага тэсту ацэньваецца па шкале 1. Усе балы падсумоўваюцца. Сумарная колькасць балаў пераводзіцца па шкале 2 ў адзнаку па дзесяцібальнай сістэме.
Калі заданне выканана часткова, то доля правільна выкананага задання вылічваецца ў адносінах да максімальнай колькасці балаў дадзенага задання. Усе балы падсумоўваюцца. У выпадку атрымання няцэлага ліку робіцца яго акругленне ва ўстаноўленым парадку. Сумарны бал пераводзіцца па шкале 2 ў адзнаку па дзесяцібальнай сістэме.
 Ацэнка маўленча-камунікатыўных уменняў і навыкаў
Ацэньванне пераказаў і сачыненняў
Пераказы і сачыненні ў пачатковай школе носяць навучальны характар. Іх ацэньванне праводзіцца з улікам двух параметраў: а) змест, б) граматнасць.
Змест пераказаў і сачыненняў ацэньваецца з улікам наступных крытэрыяў:
адпаведнасць тэме і галоўнай думцы;
паўната раскрыцця тэмы;
лагічнасць і паслядоўнасць выкладу фактычнага матэрыялу;
наяўнасць ці адсутнасць маўленчых памылак.
Зместавымі (тэкставымі) памылкамі лічацца:
неадпаведнасць зместу тэксту абазначанай у загалоўку тэме;
нераскрыццё галоўнай думкі;
парушэнне лагічнасці, паслядоўнасці развіцця думкі ў тэксце;
наяўнасць маўленчых памылак.
Маўленчыя памылкі – гэта памылкі, звязаныя з парушэннем патрабаванняў якасці маўлення, яго дакладнасці, чысціні, разнастайнасці, дарэчнасці.
Маўленчымі памылкамі лічацца:
неабгрунтаваны паўтор аднаго і таго ж слова (Кацяня сядзела на дрэве. Кацяня жаласна мяўкала. Кацяня не магло злезці з дрэва);
неабгрунтаванае ўжыванне побач аднакарэнных слоў (У лесе ляснік знайшоў рэдкую кветку);
ужыванне слова ў недакладным значэнні (паважны чалавек замест паважаны чалавек);
ужыванне дыялектных і прастамоўных слоў (транвай замест трамвай; лабалаторыя замест лабараторыя);
парушэнне агульнапрынятай злучальнасці слоў (хварэць грыпам замест хварэць на грып);
няправільнае ўтварэнне і ўжыванне форм склонаў, спражэння (у кніге замест у кнізе, бярэць замест бярэ);
памылкі ў словаўтварэнні (куст ружы змерзнул замест змерз);
парушэнне межаў сказа (У двары дзеці гулялі ў снежкі. І каталіся на санках).
Кожная маўленчая памылка лічыцца за палову памылкі. Пры вывядзенні бала няцотная колькасць маўленчых памылак акругляецца на карысць вучня.
Колькасць зместавых і маўленчых памылак улічваецца сумарна пры выстаўленні адзнакі за змест пераказу ці сачынення.
Граматнасць пераказаў і сачыненняў ацэньваецца з улікам наяўнасці ці адсутнасці арфаграфічных і пунктуацыйных памылак. Усе арфаграфічныя і пунктуацыйныя памылкі выпраўляюцца.
Колькасць арфаграфічных і пунктуацыйных памылак падсумоўваецца пры выстаўленні адзнакі за граматнасць.
За пераказы і сачыненні выстаўляюцца дзве адзнакі: 9/8 (9 – за змест, 8 – за граматнасць).
 Ацэнка пераказу і сачынення
БалЗместПамылкі
Змястоўныя і маўленчыяАрфаграфічныя і пунктуацыйныя
11. Тэкст не завершаны. Тэма і асноўная думка не раскрыты.Памылак больш, чым на 2 балыПамылак больш, чым на 2 балы
21. Тэкст напісаны, але тэма і асноўная думка не раскрыты.3/3*, 3/4, 3/58/0**, 8/1, 7/2, 7/3, 6/4, 5/5, 4/6, 3/7
31. Тэма раскрыта часткова, асноўная думка не прасочваецца.3/0, 3/1,3/27/0, 7/1, 6/2, 6/3, 5/4, 4/5, 3/6, 2/7
41. Тэма і асноўная думка раскрыты часткова.2/3, 2/4, 2/56/0, 6/1, 5/2, 5/3, 4/4, 3/5, 2/6
51. Тэма і асноўная думка ў цэлым раскрыты.2/0, 2/1, 2/25/0, 5/1, 4/2, 4/3, 3/4, 2/5, 1/6
61. Тэма і асноўная думка ў цэлым раскрыты.½, 1/3, 1/44/0, 4/1, 3/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6
71. Тэма і асноўная думка раскрыты.0/4, 1/0, 1/1
0/5***
3/0, 3/1, 2/2, 2/3, 0/5, 1/4
81. Тэма і асноўная думка раскрыты поўнасцю.0/3
0/4***
2/0, 2/1, 1/2, 1/3, 0/4
91. Тэма і асноўная думка раскрыты поўнасцю.0/1, 0/2
0/3***
1/0, 1/1, 0/1, 0/2, 0/3
101. Тэма і асноўная думка раскрыты поўнасцю.0/0
0/1***, 0/2***
0/0,1 нягрубая
Заўвага:
*у лічніку – колькасць памылак зместу, у назоўніку – колькасць маўленчых памылак;
**у лічніку – колькасць арфаграфічных памылак, у назоўніку – пунктуацыйных;
***для вучняў агульнаадукацыйных устаноў з рускай мовай навучання;
пры наяўнасці ў рабоце 1-3 выпраўленняў на месцы нягрубых памылак – адзнака не зніжаецца; 4-7 выпраўленняў – адзнака зніжаецца на 1 бал; больш за 7 выпраўленняў – на 2 балы»;
Оценка результатов учебной деятельности по учебному предмету «Математика».
Показатели оценки выполнения устных и практических заданий
БаллПоказатели оценки
1Узнаёт отдельные математические объекты (геометрические фигуры, выражения) при предъявлении их в готовом виде.
2Различает и выделяет отдельные математические объекты при предъявлении их в готовом виде.
3Распознаёт и воспроизводит часть учебного материала по памяти.
Выполняет простейшие практические задания по образцу в одно-два действия.
4Воспроизводит большую часть учебного материала по памяти.
Выполняет простейшие практические задания по образцу с частичной помощью учителя, не умеет объяснить свои действия.
5Воспроизводит осознанно значительную часть учебного материала.
Выполняет простые учебные задания по образцу, умеет объяснить свои действия с опорой на схемы и таблицы.
6Воспроизводит осознанно учебный материал.
Выполняет учебные задания по образцу, умеет объяснить свои действия без опоры на схемы и таблицы.
7Владеет учебным материалом в стандартной ситуации.
Выполняет учебные задания по известным ему алгоритмам, умеет объяснять и обосновывать способы выполнения практических действий.
8Владеет и оперирует учебным материалом в стандартной ситуации.
Решает учебные задачи, требующие выполнения нескольких мыслительных операций, умеет быстро исправить свои ошибки и их обосновать.
9Уверенно владеет и оперирует учебным материалом в частично изменённой ситуации (выполняет учебные задания различными способами), умело пользуется математической терминологией.
Решает учебные задания различной степени сложности, допускает единичные недочёты, которые устраняет самостоятельно.
10Свободно оперирует учебным материалом.
Свободно выполняет практические задания различной степени сложности в рамках учебной программы и аргументированно объясняет свои действия. Применяет знания и умения в новой ситуации (умеет самостоятельно сконструировать новые способы решения одной и той же задачи, умеет быстро выбрать нужный способ деятельности).
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К существенным ошибкам относятся:
неправильное выполнение арифметических действий;
неверно найденное значение числового выражения;
нарушение порядка выполнения действий;
неправильная постановка знаков «>», «<» или «=» при сравнении чисел, числовых выражений и величин;
неверный ход решения задачи;
неправильное составление уравнений;
нарушение алгоритма решения уравнения;
неправильное построение геометрических фигур;
грубое отклонение от заданных параметров при построении геометрических фигур;
неверный перевод одних единиц измерения величин в другие;
неправильный ответ или его отсутствие в математическом диктанте.
К несущественным ошибкам относятся:
замена данных в задании (цифры, числа, знака) при условии правильного выполнения задания с изменёнными данными;
отсутствие наименований в оформлении задачи;
отсутствие ответа или неверно записанный результат при правильном решении.
Каждая несущественная ошибка считается за пол-ошибки. При выведении балла нечётное количество несущественных ошибок округляется в пользу ученика.
Два исправления на месте существенных ошибок приравнивается к 1 несущественной ошибке.
При наличии в письменных работах (обучающих и контрольных) 1-2 исправлений на месте несущественных ошибок отметка не снижается; 3-7 исправлений – отметка снижается на 1 балл, более 7 – на 2 балла.
Орфографические ошибки во всех видах работ исправляются, но не учитываются при выставлении отметки. Не учитываются также исправления в словах.
 Оценка обучающих классных и домашних работ
БаллКоличество ошибок
1Более 7 существенных ошибок
27 существенных ошибок
36 существенных ошибок
45 существенных ошибок
54 существенные ошибки
63 существенные ошибки
72 существенные ошибки
81 существенная ошибка
91 несущественная ошибка
100 ошибок, допускается 1-2 исправления на месте несущественных ошибок
 Оценка математического диктанта
Контроль над формированием устных вычислительных навыков осуществляется при проведении математических диктантов. В математический диктант целесообразно включать 10 заданий. При оценивании математического диктанта 2 исправления приравниваются к одной существенной ошибке.
БаллКоличество ошибок
1Более 7 существенных ошибок
27 существенных ошибок
36 существенных ошибок
45 существенных ошибок
54  существенных ошибок
63 существенные ошибки
72 существенные ошибки
81 существенная ошибка
90 ошибок, 1 исправление
100 ошибок, без исправлений
 Оценка контрольных и самостоятельных работ
Шкала 1

Шкала 2
Номер
задания
Максимальное количество баллов за выполнение заданияКоличество баллов, полученных учащимисяОтметка по десятибалльной шкале оценки результатов учебной деятельности учащихся
1211
2422
363–53
486–84
5109-115
Суммарный максимальный балл за выполнение всех заданий – 3012-146
15-187
19-238
24-289
29-3010
 Каждое задание письменной работы оценивается по шкале 1. Все баллы суммируются. Суммарное количество баллов переводится по шкале 2 в отметку по десятибалльной системе.
Если задание выполнено частично, то доля правильно выполненного задания вычисляется по отношению к максимальному количеству балла данного задания. Все баллы суммируются. В случае получения нецелого числа проводится его округление в установленном порядке. Суммарный балл переводится по шкале 2 в отметку по десятибалльной системе.
При выполнении контрольных работ не требуется составления краткой записи (схемы, чертежа), постановка и запись вопросов, запись пояснений к действиям, запись полного ответа.
При оформлении ответа задачи необходимо использовать общепринятые сокращения в записи величин (км, кг, см, дм и др.).
При оценивании каждого задания контрольной работы учитель может на полях выставлять количество полученных баллов за каждое задание и общий балл за всю работу».

Brak komentarzy:

Prześlij komentarz